ПРИВЕРЖЕННОСТЬ К ПРОФЕССИИ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ И МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Аннотация
В обзоре освещены основные результаты исследований, посвященных изучению врачебного кадрового потенциала системы здравоохранения и факторов, определяющих уровень его развития. Проанализирована роль важнейшего из них, а именно приверженности к выбранной профессии врачей-молодых специалистов и её будущих представителей – абитуриентов и студентов медицинских вузов. Показано, что современное школьное образование относительно мало внимания уделяет вопросам профессиональной ориентации. В свою очередь, неуверенность абитуриентов в правильности выбора будущей профессии приводит к занижению требований к ним со стороны вузов, а отсутствие эффективного профотбора при поступлении приводит к увеличению числа студентов, покидающих учёбу и профессию. Также рассмотрены проблемы и опыт реализации подходов по повышению приверженности к врачебной профессии в современных условиях, которые сгруппированы сообразно основным этапам развития специалиста.
Литература
2. Апостолов О.П. Профессиональная ориентация в России (опыт, проблемы, перспективы). М., 2011. 184 с.
3. Бердяева И.А. Оценка состояния здоровья врачей Амурской области // Бюллетень физиологии и патологии дыхания. 2012. №43. С.99-106.
4. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М.: ПЕР СЭ, 2001. 511 с.
5. Вартанян Ф.Е., Рожецкая С.В. Медицинское образование в некоторых странах Европы // Врач. 2000. №7. С.43-44.
6. Вахитов Ш.М., Блохина М.В., Бахтиозин Б.В. Кадровый менеджмент как проблема: симптомы и пути их решения // Общественное здоровье и здравоохранение. 2012. №2. С.46-48.
7. Витенко Н.В. Медико-социальное исследование состояния и формирования кадровых ресурсов врачей в современных условиях: Автореф. дис. … канд. мед. наук. СПб., 2012. 19 с.
8. Галактионова М.Ю., Маисеенко Д.А. Первый опыт и результаты проведения первичной аккредитации выпускников педиатрического факультета Красноярского медицинского университета им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого // Медицинский альманах. 2017. №3. С.20-22. https://doi. org/10.21145/2499-9954-2018-3-20-22.
9. Ганглер П., Вриэс Д., Акота И. и др. Отбор студентов как гарантия профессионализма будущего врача // Cathedra. 2004. №9. С.50-53.
10. Глыбочко П.В. Регионы не хотят заниматься целевиками, направленными в медвузы [Электронный ресурс] // Доктор Питер. 2014. Режим доступа: http://doctorpiter.ru/ articles/10344.
11. Гончаров Н.Г., Бойченко Ю.Я. Современные требования к профессиональной подготовке врачей // Правовые вопросы в здравоохранении. 2013. №3. С.34-42.
12. Горина Е.Е. Исследование рынка труда: междисциплинарный подход // Современная экономика: проблемы, перспективы, тенденции. 2011. №5. Режим доступа: http://www.mivlgu.ru/site_arch/educational_activities/journal_ec/journal_ arch/N5/gorina.pdf.
13. Гребенюк Е.Н. Студенческое самоуправление ВУЗа как саморазвивающаяся система: синергетический подход // Вектор науки ТГУ. 2012. №2. С.86-89.
14. Гущин А.В., Кондрашов А.А. Поколенческие различия в среде современных российских врачей // Социология медицины. 2012. №2. С.49-50.
15. Данишевский К.Д. Как и почему медицинские кадры в России отличаются от медицинских кадров западных стран? // Медицина. 2016. №2. С.73-108.
16. Денисов И.Н. Основные направления совершенствования подготовки врачебных кадров // Экономика здравоохранения. 2007. №11. С.12-17.
17. Дощанникова О.А. К вопросу о совершенствовании механизмов целевой подготовки студентов медицинского ВУЗа // Высшее образование в России. 2017. №12. С.46-53.
18. Дьяченко В.Г., Костакова Т.А., Пчелина И.В. Врачебные кадры Дальнего Востока. Виток кризиса. Хабаровск: Издательство ГБОУ ВПО ДВГМУ, 2012. 421 с.
19. Ермолина Т.А., Мартынова H.A., Красильников A.B. и др. Анализ качества жизни врачей и среднего медицинского персонала // Здравоохранение РФ. 2009. №6. С.27-31.
20. Жураковская В.М. Профильная ориентация и профориентационная работа // Человек и образование. 2005. №2. С.36-41.
21. Здоровцов Г.И. Формирование общественно необходимой профессионально-квалификационной структуры кадров медицинских работников // Экономика здравоохранения. 2000. №7. С.22-29.
22. Зеленков М.Ю. Конфликтология: учебник. М.: Дашков и К, 2013. 324 с.
23. Ильин Е.П. Психология взрослости. СПб.: Питер, 2012. 544 с.
24. Ким М.С. Целевой прием в медицинских вузах России // Вопросы политической науки: материалы II международной научной конференции (июль 2016 г., Санкт-Петербург). СПб., 2016. С.18-21.
25. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 512 с.
26. Комаров Ю.М. О подготовке врачебных кадров в Российской Федерации // Медицина. 2013. №3. Режим доступа: http://www.fsmj.ru/015121.html.
27. Кондратьева О.Г., Сергеев И.С. Профессиональная ориентация и сопровождение профессионального самоопределения: иллюзия тождества // Развитие современного образования: теория, методика и практика: матер. V международной научно-практической конференции. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. С.135-140.
28. Короткова М.Н. Социальная политика государства: о перспективах целевого приема в медицинских вузах России // Политика и общество. 2016. №5. С.680-686.
29. Краевой С.А. Медико-демографические и социальнопрофессиональные проблемы здоровья медицинских работников ОАО «РЖД» // Здравоохранение РФ. 2012. №3. С.1519.
30. Кульневич С.В. Педагогика личности. Лекционнопрактический курс. Часть 1: Стратегия и тактика личностного воспитания. Воронеж: ВГПУ, 1997. 184 с.
31. Лямин Г.В. Сегментный подход к кадровому ядру организации // Baikal Research Journal. 2016. Т.7. №5. DOI: 10.17150/2411-6262.2016.7(5).9.
32. Малин С.В., Поляруш А.А. Активизирующие технологии профориентационной работы со старшеклассниками в современной школе // Теория и практика общественного развития. 2010. №4. С.115-120.
33. Могильчак Е.Л. Влияние родительской семьи на поступление в ВУЗ // Социологические исследования. 2009. №8. С.126-133.
34. Папеева К.О., Подушкина И.В., Костромичев А.В. и др. Качественная характеристика трудовых ресурсов здравоохранения в России на современном этапе // Медицинский альманах. 2014. №3. С.10-13.
35. Парло Г. Министр здравоохранения РФ рассказала о будущем программы «Земский доктор» // Федеральное агентство новостей. 2018. 2 июля. Режим доступа: https:// riafan.ru/1073317-ministr-zdravookhraneniya-rf-rasskazala-obudushem-programmy-zemskii-doktor.
36. Пряжников Н.С. Пространство самоопределения // Народное образование. 2001. №6. С.106-110.
37. Пчелина И.В. Система непрерывного образования в области управления качеством подготовки специалистов // Дальневосточный медицинский журнал. 2002. №2. С.106-109.
38. Родичев Н.Ф. Обоснование концепции педагогической поддержки профессионального самоопределения школьников // Новые ценности образования. 2006. Вып.1-2. С.234-251.
39. Семенков Н.Н. Социальные проблемы медицинской профориентации (научный обзор) // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и история медицины. 1995. №4. С.48-51.
40. Сергеев И.С. К вопросу об эффективности стратегии профессиональной ориентации «повышение престижа рабочих профессий» [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. №5. Режим доступа: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=14669.
41. Сорокина М.Г. Научное обоснование мероприятий по сохранению здоровья медицинских работников агропромышленного района: Автореф. дис. … канд. мед. наук: 14.00.33. Хабаровск, 2011. 24 с.
42. Стешенко Г.В., Барскова Г.Н. Удовлетворенность профессиональной деятельностью как фактор стабильности кадровых ресурсов // Сборник научных трудов ЦНИИОИЗ МЗ РФ. М., 2002. Вып.2. С.60-63.
43. Сыстерова А.А., Филатов В.Б. Управление врачебным персоналом на региональном уровне // Бюллетень ГУ ННИИ общественного здоровья. 2007. С.51-55.
44. Труфанова Л.В., Кувачева Н.В., Кутяков В.А. и др. Мастер-класс как форма профессиональной подготовки провизоров // Сибирское медицинское обозрение. 2013. №6. С.97-99.
45. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru.
46. Фомин А.М. «Синдром первокурсника» и некоторые задачи по его преодолению // Биомедицинская этика. Самара, 2000. С.57-63.
47. Фурсов А.Л. Система профессиональной ориентации населения с позиций междисциплинарного и системного подходов. Саратов: АНО «Пресс-Лицей», 2015. 170 с.
48. Хазов М.В. Управление врачебным персоналом многопрофильной медицинской организации // Главврач. 2017. №4. С.21-29.
49. Хальфин Р.А. Медицинское образование через всю жизнь // Главврач. 2008. №7. С.8-10.
50. Хрупалов А.А. Обоснование концептуальных подходов гибридной модели мотивации для управления персоналом медицинских учреждений // Социальные аспекты здоровья населения: Электронный журнал. 2014. №1. Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/view/540/30/lang,ru.
51. Шебаев Г.А. Отношение врачей, прибывших на работу после интернатуры и ординатуры, к профессиональной деятельности // Менеджер здравоохранения. 2013. №8. С.23-28.
52. Шикина Е.А. Особенности профессиональной ориентации выпускников школ: проблемы и решения // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. 2012. №6. С.1-7.
53. Щепин В.О. Обеспеченность населения российской федерации основным кадровым ресурсом государственной системы здравоохранения // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2013. №6. С.24-28.
54. Щепин О.П., Купеева И.А., Щепин В.О. Современные региональные особенности здоровья населения и здравоохранения России. М.: Медицина, 2007. 360 с.
55. Эхте К.А., Дербенёв Д.П., Крячкова О.В. Комплексная характеристика сообщества врачей Тверской области, проблемы их профессиональной адаптации и закрепления на рабочем месте. Тверь, 2011. 152 с.
56. Fallon F. Human Resource Management In Health Care: Principles and Practices. Ch. R. McConnell // Jones & Bartlett Learning. 2 ed. 2013. 444 p.
57. Gupta N., Dal Poz M.R. Assessment of human resources for health using cross-national comparison of facility surveys in six countries. Human Resources for Health, 2009, 7:22 (http:// www.human-resources-health.com/content/7/1/22).
58. Rice T., Rosenau P., Unruh L.Y., Barnes A.J., Saltman R.B., van Ginneken E. United States of America: Health system review // Health Systems in Transition. 2013. Vol. 15(3): 431 p.
59. World Health Organization. World health statistics 2017: monitoring health for the SDGs, Sustainable Development Goals / World Health Organization. Geneva: World Health Organization, 2018. 116 p.
REFERENCES
1. Avetyan K.R. To the question of the quality of life of medical workers // Sovremennye diagnosticheskie i upravlencheskie tekhnologii v prakticheskom zdravoohranenii: mater. Interregional scientific and practical Conference. Irkutsk: RIO IGIUV. 2008. p.17-18. (in Russian)
2. Apostolov O.P. Professional orientation in Russia (experience, problems, prospects). M., 2011. 184 p. (in Russian)
3. Berdyaeva I.A. Assessment of the health status of doctors of the Amur Region // Byulleten’ fiziologii i patologii dyhaniya. 2012. №43. P.99-106. (in Russian)
4. Bodrov V.A. Psychology of professional fitness. M.: PER SE, 2001. 511 p. (in Russian)
5. Vartanyan F.E., Rozhetskaya S.V. Medical education in some European countries // Vrach. 2000. №7. P.43-44. (in Russian)
6. Vakhitov Sh.M., Blokhina M.V., Bahtiosin B.V. Human resource management as a problem: symptoms and their solutions // Obshchestvennoe zdorov’e i zdravoohranenie. 2012. №2. P.4648. (in Russian)
7. Vitenko N.V. Medico-social study of the state and the formation of human resources of doctors in modern conditions: author. dis. ... сand. med.: 14.02.03. SPb., 2012. 19 p. (in Russian)
8. Galaktionova M.Yu., Maiseenko D.A. The first experience and results of primary accreditation of graduates of the pediatric faculty of the Krasnoyarsk Medical University. prof. V.F. VoynoYasenetsky // Medicinskij al’manah. 2017. №3(54). P.20-22. https://doi.org/10.21145/2499-9954-2018-3-20-22. (in Russian)
9. Gangler P., Vries D., Akot I., et al. Student selection as a guarantee of the future doctor’s professionalism // Cathedra. 2004. №9. P.50-53. (in Russian)
10. Glybochko P.V. Regions do not want to engage in target groups sent to medical colleges [Electronic resource] // Doktor Piter. 2014. Access mode: http://doctorpiter.ru/articles/10344. (in Russian)
11. Goncharov N.G., Boychenko Yu.Ya. Modern requirements for the training of doctors // Pravovye voprosy v zdravoohranenii. 2013. №3. P.34-42. (in Russian)
12. Gorina E.E. Labor market research: an interdisciplinary approach [Electronic resource] // Sovremennaya ekonomika: problemy, perspektivy, tendencii. 2011. №5. Access mode: http:// www.mivlgu.ru/site_arch/educational_activities/journal_ec/ journal_arch/N5/gorina.pdf. (in Russian)
13. Grebenyuk E.N. Student self-government of the university as a self-developing system: a synergistic approach // Vektor nauki TGU. 2012. №2(9). P.86-89. (in Russian)
14. Gushchin A.V., Kondrashov A.A. Generational differences in the environment of modern Russian doctors // Sociologiya mediciny. 2012. №2. P.49-50. (in Russian)
15. Danishevsky K.D. How and why are medical personnel in Russia different from medical personnel in Western countries? // Medicina. 2016. №2. P.73-108. (in Russian)
16. Denisov I.N. The main directions of improving the training of medical personnel // Ekonomika zdravoohraneniya. 2007. №11. P.12-17. (in Russian)
17. Doschannikova O.A. On the issue of improving the mechanisms for the targeted training of medical university students // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2017. №12(218). P.4653. (in Russian)
18. Dyachenko V.G., Kostakova T.A., Pchelina I.V. Medical staff of the Far East. The turn of the crisis. Khabarovsk: Publisher GBOU VPO FGMU, 2012. 421 p. (in Russian)
19. Ermolina T.A., Martynova H.A., Krasilnikov A.B.. et al. Analysis of the quality of life of doctors and nursing staff // Zdravoohranenie RF. 2009. №6. P.27-31. (in Russian)
20. Zhurakovskaya V.M. Profile orientation and career guidance work // Chelovek i obrazovanie. 2005. №2. P.36-41. (in Russian)
21. Zdorovtsov G.I. Formation of socially necessary professional and qualification structure of medical personnel // Ekonomika zdravoohraneniya. 2000. №7. P.22-29. (in Russian)
22. Zelenkov M.Yu. Conflictology: a textbook. M.: Dashkov and K, 2013. 324 p. (in Russian)
23. Ilyin E.P. Psychology of adulthood. SPb.: Peter, 2012. 544 p. (in Russian)
24. Kim M.S. Target reception in medical universities of Russia // Questions of political science: mater. II Intern. scientific conf. (July 2016, St. Petersburg). SPb., 2016. P.18-21. (in Russian)
25. Klimov E.A. Psychology of professional self-determination. Rostov n / d.: Phoenix, 1996. 512 p. (in Russian)
26. Komarov Yu.M. On the training of medical personnel in the Russian Federation [Electronic resource] // Medicina. 2013. №3. Access mode: http://www.fsmj.ru/015121.html. (in Russian)
27. Kondratieva O.G., Sergeev I.S. Professional orientation and support of professional self-determination: the illusion of identity // Razvitie sovremennogo obrazovaniya: teoriya, metodika i praktika: mater. V Intern. scientific-practical conf. Cheboksary: CNS Interactive Plus, 2015. P.135-140. (in Russian)
28. Korotkova M.N. Social policy of the state: about the prospects of targeted admission to medical universities in Russia // Politika i obshchestvo. 2016. №5. P.680-686. (in Russian)
29. Kraevoy S.A. Medical-demographic and socio-professional health problems of medical workers of Russian Railways // Zdravoohranenie RF. 2012. №3. P.15-19. (in Russian)
30. Kulnevich S.V. Pedagogy personality. Lecture and practical course. Part 1: Strategy and tactics of personal education. Voronezh: VSPU, 1997. 184 p. (in Russian)
31. Lyamin G.V. Segment approach to the core staff of the organization // Baikal Research Journal. 2016. Vol. 7. №5. DOI: 10.17150/2411-6262.2016.7(5).9. (in Russian)
32. Malin S.V., Polyarush A.A. Activating technology career guidance work with high school students in a modern school // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2010. №4. P.115120. (in Russian)
33. Mogilchak E.L. The influence of the parental family on entering the university // Sociologicheskie issledovaniya. 2009. №8. S.126-133. (in Russian)
34. Papeeva K.O., Podushkina I.V., Kostromichev A.V., et al. Qualitative characteristics of the health workforce in Russia at the present stage // Medicinskij al’manah. 2014. №3. P.10-13. (in Russian)
35. Parlo G. Minister of Health of the Russian Federation spoke about the future of the program «Zemsky Doctor» [Electronic resource]. Federal News Agency. 2018. July 2. Access mode: https:// riafan.ru/1073317-ministr-zdravookhraneniya-rf-rasskazala-obudushem-programmy-zemskii-doktor. (in Russian)
36. Pryazhnikov N.S. The space of self-determination // Narodnoe obrazovanie. 2001. №6. P.106-110. (in Russian)
37. Pchelina I.V. The system of continuing education in the field of quality management training // Dal’nevostochnyj medicinskij zhurnal. 2002. №2. P.106-109. (in Russian)
38. Rodichev N.F. Justification of the concept of pedagogical support for professional self-determination of schoolchildren // Novye cennosti obrazovaniya. 2006. Vol. 1-2. P.234-251. (in Russian)
39. Semenkov N.N. Social problems of medical vocational guidance (scientific review) // Problemy social’noj gigieny, zdravoohraneniya i istoriya mediciny. 1995. №4. P.48-51. (in Russian)
40. Sergeev I.S. On the issue of the effectiveness of the vocational orientation strategy «increasing the prestige of working professions» [Electronic resource] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014. №5. Access mode: https://www.scienceeducation.ru/ru/article/view?id=14669. (in Russian)
41. Sorokina M.G. Scientific substantiation of measures to preserve the health of medical workers of the agro-industrial region: author. dis. ... сand. med.: 14.00.33. Khabarovsk, 2011. 24 p. (in Russian)
42. Steshenko G.V., Barskova G.N. Satisfaction with professional activity as a factor of stability of human resources // Sbornik nauchnyh trudov CNIIOIZ MZ RF. M., 2002. Issue. 2. P.60-63. (in Russian)
43. Sisterova A.A., Filatov V.B. Medical staff management at the regional level // Byulleten’ GU NNII obshchestvennogo zdorov’ya. 2007. C.51-55. (in Russian)
44. Trufanova L.V., Kuvacheva N.V., Kutyakov V.A., et al. Master class as a form of professional training of pharmacists // Sibirskoe medicinskoe obozrenie. 2013. №6. P.97-99. (in Russian)
45. Federal State Statistics Service (Rosstat). Official site [Electronic resource]. Access mode: http://www.gks.ru. (in Russian)
46. Fomin A.M. Syndrome freshman» and some tasks to overcome it // Biomedicinskaya etika. Samara, 2000. P.57-63. (in Russian)
47. Fursov A.L. The system of vocational orientation of the population from the standpoint of interdisciplinary and systemic approaches. Saratov: Press Lyceum ANO, 2015. 170 p. (in Russian)
48. Khazov M.V. Management of the medical staff of a multidisciplinary medical organization // Glavvrach. 2017. №4. P.21-29. (in Russian)
49. Halfin R.A. Medical education through life // Glavvrach. 2008. №7. P.8-10. (in Russian)
50. Khrupalov A.A. Justification of the conceptual approaches of the hybrid motivation model for personnel management of medical institutions [Electronic resource] // Social’nye aspekty zdorov’ya naseleniya: Electronic journal. 2014. №1(35). Access mode: http://vestnik.mednet.ru/content/view/540/30/lang,en. (in Russian)
51. Shebaev G.A. Attitude of doctors who arrived to work after internship and residency to professional activity // Menedzher zdravoohraneniya. 2013. №8. P.23-28. (in Russian)
52. Shikina E.A. Features of vocational guidance of graduates of schools: problems and solutions // Sovremennaya ekonomika: problemy, tendencii, perspektivy. 2012. №6. P.1-7. (in Russian)
53. Schepin V.O. Provision of the population of the Russian Federation with the main personnel resource of the public health system // Problemy social’noj gigieny, zdravoohraneniya i istorii mediciny. 2013. №6. P.24-28. (in Russian)
54. Schepin O.P., Kupeeva I.A., Schepin V.O. Modern regional features of public health and health care in Russia. M.: Medicina, 2007. 360 p. (in Russian)
55. Ehte K.A., Derbenev D.P., Kryachkova O.V. A comprehensive description of the community of doctors of the Tver region, the problems of their professional adaptation and retention in the workplace. Tver, 2011. 152 p. (in Russian)
56. Fallon F. Human Resource Management In Health Care: Principles and Practices. Ch. R. McConnell // Jones & Bartlett Learning. 2 ed. 2013. 444 p.
57. Gupta N., Dal Poz M.R. Assessment of human resources for health using cross-national comparison of facility surveys in six countries. Human Resources for Health, 2009, 7:22 (http:// www.human-resources-health.com/content/7/1/22).
58. Rice T., Rosenau P., Unruh L.Y., Barnes A.J., Saltman R.B., van Ginneken E. United States of America: Health system review // Health Systems in Transition. 2013. Vol. 15(3): 431 p.
59. World Health Organization. World health statistics 2017: monitoring health for the SDGs, Sustainable Development Goals / World Health Organization. Geneva: World Health Organization, 2018. 116 p.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.